Как Урал стал родиной морских баллистических ракет

2662d545

Если подъехать на поезде в уральский город Миасс и на автомашине направиться строго на юг, то предварительно по правую руку будут тащиться заводские каркаса автозавода трудных грузовых автомобилей «Урал», а затем по левую руку будет забор, за которым размещено одно из наиболее прежде скрытых заводов Урала – Федеральный авиаракетный центр имени доктора В. Макеева.

В его истории есть 2 даты, пришедшиеся на январь и установившие судьбу данного предприятия, ставшего одним в России конструкторским бюро и заводом по подготовке и производству баллистических ракет для подлодок.

Первая дата — 16 января 1947 года, когда на основе автозавода №66 в городе Златоусте, что в 20 км восточнее, образовалось Особое конструкторское бюро по образованию ракет далекого действия. А 2-я — 13 января 1955 года, когда распоряжением Совета министров СССР на Урале было развернуто производство баллистических ракет Р-11ФМ для первого русского ракетного комплекса подводного базирования, в котором СКБ-385 принимало самое активное активное участие.

Особое Килобайт, которое с течением времени преобразовалось в одного в СССР создателя ракетных комплексов для подлодок, вышло на Урале не случайно. После исхода 13 июня 1946 года известного распоряжения «Вопросы быстрого вооружения» необходимо было срочным образом формировать основу для подготовки и производства разных ракетных систем. С учетом присутствия у прежних сторонников по Антигитлеровской коалиции ядерного вооружения и его очевидной устремленности на Москву было решено формировать вспомогательный центр по подготовке и изготовлению ракет на Урале, как можно далее от восточных пределов страны.

А формировать производство настолько трудной техники на пустейшем месте было нельзя, а из всех боевых заводов предпочтительнее годились для перевода на выпуск новой продукции орудийные автозаводы и автозаводы по изготовлению стрелкового вооружения. Так Златоустовский завод №66, на котором в годы битвы делали и пулеметы Максима, и винтовку СВТ-40, и противотанковое ружье Дегтярева, и знаменитый ППШ, нежданно для себя обрел в начале декабря 1947 года «ракетную» квалификацию. Для разворачивания нового производства отвели площади прежнего автозавода №385 по производству мелкокалиберного оружия, который в начале мая 1945 года стал частью автозавода №66. Вследствие этого и свежее СКБ по ракетам далекого действия, сделанное в Златоусте, приобрело такой же номер — 385.

А отметить площадку и заполнить стандартное расписание – совершенно не то же самое, что включить процесс подготовки и производства ракетного оружия: в Златоусте не было ни единого эксперта в данной области! Лишь в марте 1948 года первые 45 работников нового СКБ направились на десятимесячную практику в подмосковные Подлипки, в ОКБ-1 Сергея Королева – изучать практические основы ракетного дела.

К январю 1950 года в спецКБ работали 150 экспертов, в управление которых из Города Москва начали поступать документация и наборы для производства ракеты Р-1 – русского вида германской «Фау-2». А через 3 года сюда, в Златоуст, сообщили все нужное для развертывания вспомогательного производства баллистической ракеты Р-11.

Когда в начале января 1955 года было решено о подготовке и производстве баллистических ракет океанского базирования, базой для них стала та Р-11: предполагалось, что ее удастся приноровить для размещения и запусков с подлодок без особенных переделок. Если интересуют новости России и мира. Новостной портал расположенный на сайте news-hit.ru, поможет Вам всегда быть в курсе нового.

В Подлипках активно принялись за работу, а скоро встал вопрос, как сгрузить конструкторское бюро, которому надо было сосредоточиться на подготовке и производстве межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, от прочих тем. И в начале августа принимается предложение Сергея Королева дать работы по доведению и изготовлению океанского вида «одиннадцатой» — Р-11ФМ — как раз в златоустовское СКБ, которое к данному времени считалось ведущим заводом по изготовлению ракет Р-11, а его работой управлял установленный также с подачи Королева основной инженер данной ракеты В. Макеев.

Как раз Макеев, получив свежее предназначение и встретив СКБ, расценил, что открыть солидные исследования по новой теме, также как и производство свежих ракет, на прошлой основе оружейного автозавода не выйдет. По его предложению конструкторское бюро вместе с производственной основой заключено было перевести в размещенный невдалеке Миасс, где вовсю работал завод по производству трудных грузовых автомобилей, следовательно, была вся нужная автотранспортная инфраструктура.

Местом для размещения СКБ-385 установили южную окраину города, на которой скоро стартовало строительство и конструкторских корпусов, и экспериментальной базы, и производство. А не только лишь: по инициативе В. Макеева синхронно с разметкой площадей для Килобайт и автозавода стартовало планирование жилого комплекса для тех, кто будет тут работать. Как сообщают миасские аборигены, Макеев лично колесил по грядущему квартирному городу, показывая, где расположить дома для конструкторов и рабочих, где наметить грядущий Дворец культуры, где — водоем и скрытый спорткомплекс, и распорядился о проектировании и строительстве яхт-клуба (!) для собственных подвластных.

Декабрьское распоряжение Совмина СССР о развертывании производства баллистических ракет на Урале стало самой важной вехой в истории СКБ-385 и города Миасса, обернувшегося в один из центров российского ракетостроения. Взяв на себя подготовку и производство океанской баллистической ракеты Р-11ФМ, Килобайт Макеева быстро — за 4 года — довело ее до продукта, принятого на вооружение. Это случилось в январе 1959 года, и в это время бюро вместе с концерном полностью переехали на свежее место проживания в Миасс.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *